Как экономить на оплате услуг ЖКХ?

Коммунальные платежи – серьезная и постоянная строка любого семейного бюджета. Как определить, что в Вашу платежку закралась ошибка, и Вы переплачиваете?

ИНСТРУКЦИЯ К ДЕЙСТВИЮ

Прежде чем рассказать об основных ошибках в начислении платежей, дадим короткую инструкцию к действию. Она будет работать во всех нижеперечисленных случаях.

Итак, если есть основания полагать, что за услуги вы переплачиваете, первое, что вам надо сделать, – это обратиться в управляющую компанию. Там обязаны непосредственно при обращении потребителя проверить правильность начислений и немедленно по результатам проверки выдать документы с правильно начисленными платежами. По вашей просьбе они должны быть заверены подписью руководителя и печатью.

Если вы обращаетесь в управляющую организацию письменно, она обязана в течение трех рабочих дней дать письменный ответ, будет удовлетворено ваше обращение или нет и в последнем случае объяснить причины отказа.

На практике, если обнаруживаются ошибки в начислениях, компании почти всегда стремятся максимально быстро решить вопрос. Если же компания проигнорирует требование перерасчета, смело обращайтесь в Республиканскую службу государственной жилищной инспекции (г. Улан-Удэ, ул. Красноармейская, 35) , благо, все подтверждающие документы будут у вас на руках.

Кто устанавливает тариф на содержание и ремонт общего имущества и как часто он может меняться?

Тариф на содержание и ремонт должны устанавливать сами собственники на общем собрании, в противном случае его размер определяется органами местного самоуправления.

Если дом эксплуатирует управляющая компания, размер платы за содержание и ремонт устанавливается с учетом предложений УК на срок не менее чем один год. Если плата возрастает неоднократно в течение года – это тревожный звонок и повод разобраться в ситуации. Если в доме ТСЖ или ЖСК, размер этой платы определяется органами управления в соответствии с уставом.

Кто устанавливает размеры платы за дополнительные услуги?

Оказание дополнительных услуг – работа консьержа, охрана подъездов или коллективных стоянок, использование домофона – и размер платы за них – это «епархия» общего собрания собственников. Без решения общего собрания дополнительные строчки не могут появляться или меняться. После решения общего собрания заключается договор. Если вы не согласны с решением собрания – вправе обратиться в суд.

Где можно проверить тарифы на коммунальные услуги?

Проверить тарифы на коммунальные услуги можно на сайте Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия: http://www.rst.govrb.ru.

Пересмотр тарифов на коммунальные услуги возможен не чаще одного раза в год (за исключением случаев, когда выносятся предписания надзорных органов или судебные решения).

Не мешает также проверить количество проживающих жильцов и метраж квартиры, указанные в вашей платежке. Если данные расходятся с реалиями, для корректировки предоставьте в организацию, которая делает начисления, выписку из домовой книги и свидетельство о собственности.

Как передавать показания приборов учета?

Если приборы учета установлены и введены в эксплуатацию, вы платите только за реальное потребление (в том числе – на общедомовые нужды). Необходимо своевременно снимать и передавать показания квартирных счетчиков. Способы для этого есть разные: на сайтах управляющей компании или ресурсоснабжающей организации, в том числе через личные кабинеты, с использованием специальных бланков для передачи показаний (отрывной корешок на едином платежном документе), через платежный терминал, клиентский офис и т.д. Еще надо сверять данные с вашей квитанцией: точно ли указаны цифры и не идет ли расчет по нормативу.

Как рассчитывается плата за отопление при наличии общедомовых приборов учета?

Одна из самых распространенных ошибок в начислениях – расчет платы за отопление по нормативу, без учета показаний общедомовых приборов учета. Помните, в первый год после установки коллективного счетчика плата продолжает начисляться по нормативу, затем она рассчитывается исходя из среднего потребления предшествующего года по показаниям общедомовых приборов учета. При этом раз в год должна производиться корректировка платы, исходя из реального объема потребления ресурса. Данный расчет будет осуществляться до 31.12.2014 г., с 1 января 2015 года расчет платы будет производиться только за фактическое потребление тепловой энергии, т.е. по показаниям общедомовых приборов учета.

Если счетчиков нет?

В этом случае расчеты идут по нормативам. Они выше реального расхода, поэтому и платить приходится больше. А с 1 января 2015 года норматив потребления коммунальной услуги будет определяться с учетом повышающего коэффициента:

С 1 января 2015 г. по 30 июня 2015 г. – 1,1

С 1 июля 2015 г. по 31 декабря 2015 г.  – 1.2

С 1 января 2016 г. по 30 июня 2016 г. – 1,4

С 1 июля 2016 г. по 31 декабря 2016 г.  – 1.5

С 2017 года  - 1,6

К тому же важно помнить, что с 2015 года правительство России намерено стимулировать граждан устанавливать приборы учета, поэтапно повышая нормативы до 1,6 раза (с 2017 года).

Вывод один: приборы учета на свет, горячую и холодную воду надо устанавливать до конца 2014 года. И обязательно проконтролируйте наличие общедомовых приборов учета.

Кто устанавливает и оплачивает установку общедомовых приборов учета?

По федеральному закону об энергосбережении их установка обязательна. Поскольку эти счетчики войдут в состав общего имущества, оплата работ и оборудования делится на всех собственников помещений в многоквартирном доме. Решение об установке счетчиков и сборе необходимой суммы принимается на общем собрании собственников. Оснастить дома приборами учета должны ресурсоснабжающие организации.

В случае, если собственниками не принято решение об оснащении многоквартирного дома общедомовым прибором учета, ресурсоснабжающая организация оснащает многоквартирный дом общедомовым прибором учета по коммерческой стоимости.

Как рассчитывается плата за горячую воду в домах с индивидуальным тепловым пунктом?

В домах с индивидуальным тепловым пунктом плата за тепло взимается по общим правилам, однако меняется порядок оплаты за горячую воду. Если в платежках жильцов домов с централизованным тепло- и водоснабжением есть строчка «горячее водоснабжение», то в домах с индивидуальным тепловым пунктом  ее нет. Вместо этого плата за горячую воду состоит из двух позиций: холодное водоснабжение для горячего водоснабжения (ХВС для ГВС) и подогрев воды.

Какие ошибки возникают при начислении платы за общедомовые нужды?

Нередки случаи завышения объемов электроэнергии, горячей и холодной воды, предоставленных на общедомовые нужды. Кроме того, управляющая компания не имеет права выставлять счета за отопление и водоотведение на общедомовые нужды (отменена постановлением Правительства РФ от 16.04.2013 № 344 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг»).

Как оформить перерасчет в связи с временным отсутствием потребителей в квартире?

Если в квартире нет индивидуальных приборов учета, то при отсутствии потребителя более пяти полных календарных дней подряд можно требовать перерасчет за холодную и горячую воду, водоотведение (канализование), газо- и электроснабжение. Платить придется только за отопление и газоснабжение для отопления жилых помещений, а также коммунальные ресурсы на общедомовые нужды.

Перерасчет осуществляется в течение 30 дней после окончания периода временного отсутствия. Заявления о перерасчете направляются адреса исполнителей коммунальных услуг, в отношении которых осуществляется перерасчет. В заявлении указываются фамилия, имя и отчество каждого временно отсутствующего потребителя, день начала и день окончания периода его временного отсутствия в жилом помещении. К заявлению о перерасчете прилагаются документы, подтверждающие временное отсутствие потребителя. Это могут быть, например, билеты, гостиничные счета, справка из санатория, командировочное удостоверение и т.д.

Как добиться перерасчета, если услуга предоставляется низкого качества или с перерывами?

Плата за коммунальные услуги уменьшаешься вплоть до полного освобождения от нее, если вы получаете услуги ненадлежащего качества (температура горячей воды или воздуха в помещении ниже нормы и т.д.) или услуги оказываются с перерывами больше установленного периода.

Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества содержатся в Приложении № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением  Правительства РФ  от 06.05.2011 № 354.

Например, перерасчет оплаты холодного и горячего водоснабжения производится в случае отсутствия услуг более 4 часов. Перерасчет также производится в случае отклонения температуры горячей воды от норматива (60-75 градусов) более чем на 3 градуса днем и 5 градусов ночью.

Обязательно знать: факт оказания некачественной услуги должен быть подтвержден заявкой потребителя в аварийно-диспетчерскую службу, зафиксированной в журнале регистрации, и актом.

Если в доме произошла авария, в результате которой предоставление услуги было прекращено на срок дольше установленного, управляющая компания или ресурсоснабжающая организация (организация, которая взымает плату) обязана автоматически выполнить перерасчет всему дому. Если этого не произошло, надо обратиться с заявлением в управляющую или ресурсоснабжающую организацию. Если она не выполнит перерасчет, гражданин вправе обратиться с жалобой в Республиканскую службу государственной жилищной инспекции.

Что делать, если приходят две платежки?

Такая ситуация может возникнуть, если граждане выбрали новую управляющую компанию или создали ТСЖ, а прежняя организация не желает уступать дом. Или граждане переизбрали УК, но с нарушением процедуры, при этом новая компания начинает выставлять счета, хотя это должна делать прежняя. Возможны и откровенно мошеннические схемы.

При этом не платить никому – не выход. За неоплату коммунальных услуг в течение длительного времени дом просто могут отключить. Что же делать?

Первый шаг: обратиться за разъяснениями в местную администрацию. Второе: чтобы выставлять вам счета за коммунальные услуги, управляющая компания обязана заключить договор с ресурсоснабжающей организацией. И, конечно, ресурсоснабжающая организация имеет право заключить договор на обслуживание конкретного дома только с одной управляющей организацией. Поэтому звонок ресурсникам даст ответ на вопрос, кому платить.

Одновременно вы вправе написать обращение, достаточно в электронной форме, в Республиканскую службу государственной жилищной инспекции и прокуратуру. Они всегда смогут проверить легитимность управляющих организаций и оценить, какая действует законно.

Как можно экономить ресурсы?

Экономить при оплате коммунальных услуг можно, уменьшив потребление ресурсов. В частности, снижению теплопотерь способствует утепление межпанельных швов, установка современных окон и радиаторов отопления, размещение за батареями теплоотражающих экранов, остекление балконов и лоджий. Для экономии на оплате за электроэнергию следует обычные лампы накаливания заменить на энергосберегающие, использовать электроприборы с классом энергоэффективности не ниже «А» и не размещать холодильник рядом с батареей и плитой. Кроме того, не стоит пренебрегать простыми мерами: включать не все, а только необходимые светильники, отключать устройства из сети вместо их «погружения в сон», отремонтировать водопроводные краны и т.д.

6 способов снизить общедомовые нужды

С проблемами высоких ОДН сталкиваются многие: каждый второй вопрос, поступивший на телефон «горячей линии» оперативной группы по быстрому реагированию на обращения жителей по вопросам предоставления коммунальных услуг, касается именно этой проблемы. Но все же снизить общедомовые расходы можно!

Минимизировать плату за ОДН можно несколь­кими способами. Каждый многоквар­тирный дом потребляет максимум 4 ресур­са:  электроэнергия, тепло­вая энергия, холодное и горячее водоснабжение. Даже если в доме не установлен общедомовой прибор учета, в любом случае с 1 сентября 2012 года мы все обязаны оплачивать общедомовые нужды, расчет производится по установленному нормативу. При наличии общедомового прибора учета, исходя из его показаний. Соглас­но Постановлению № 354 «О предоставлении ком­мунальных услуг…..», по которым сейчас работают все управляющие компа­нии, есть формула расчета общедомовых нужд. Что же она из себя представ­ляет? Из показаний, сня­тых с общедомового при­бора учета, вычитается сумма показаний индиви­дуальных приборов учета жителей, а также вычита­ется сумма квартир, кото­рым плата насчитывается по нормативу.

Получается, если сумма показаний общедомового прибора учета состави­ла, к примеру, 100 единиц, индивидуальных приборов учета – 50, а нормативщи­ков – 40, то получилось, что общедомовые нужды на дом составили 10 единиц (киловатт-часов электриче­ской энергии, кубических метров по холодной или горячей воде). И эта циф­ра распределяется между жильцами прямо пропор­ционально занимаемой ими площади квартир.

Какие же факторы влияют на то, что общедо­мовые нужды получаются большими, и как их умень­шить? Причин несколько, и, соответственно, столь­ко же способов сократить расходы на ОДН.

ПЕРВЫЙ СПОСОБ

Самый простой, но он требует, чтобы в доме был организатор: активист, инициативная группа или председатель совета дома. Он должен организовать снятие показаний с ин­дивидуальных приборов учета в тот же день, когда снимаются показания с общедомового прибора учета. Как это реализо­вать? Председатель совета дома может обратиться от лица всех жителей в свою управляющую компанию и узнать, когда в его доме снимаются показания по ОПУ. Затем собрать жи­телей и объяснить, что показания с индивидуаль­ных приборов учета нуж­но снимать единовременно всем в определенный день, кото­рый он им озвучит. В этом случае сумма показаний индивидуальных прибо­ров учета будет макси­мально приближена к по­казаниям общедомового прибора учета. Дома, ко­торые смогли воплотить этот способ в жизнь, уже сегодня снизили расходы на ОДН до 17%!

ВТОРОЙ СПОСОБ

Некоторые жители в своих квартирах могли не установить индивидуаль­ные приборы учета. Хотя по закону об энергосбере­жении должны были это сделать. В результате заме­ров установлено, что сверхпотребление происходит именно в тех домах, где не установлены индивидуаль­ные приборы учета. По­чему так происходит? По­тому что число жильцов, фактически проживающих в квартирах, может быть больше, чем прописанных в ней (поэтому норматив рассчитывается занижен­ный). О наличии таких случаев старший по дому может информировать управляющую компанию. А она в свою очередь – про­вести проверку совместно с УФМС. Только после этой проверки и выявления большего количества про­живающих, чем прописано, УК будет иметь законное право производить начис­ление на оплату ресурсов за фактически проживающих людей.

Тут также важно, чтобы инициатива шла от соб­ственников, так как без их заявления УК не имеет пра­ва никого проверить.

ТРЕТИЙ СПОСОБ

Высокие показания об­щедомового прибора учета могут быть и из-за того, что жители часто записывают показания приборов учета на ту сумму, которую они хотят заплатить в следую­щем месяце. А в будущем, когда появятся свободные средства, они планируют компенсировать недопла­ченное. Таким собствен­никам необходимо понять следующее: если уж выби­рать из всех зол меньшее, то лучше указывать факти­ческие показания, а на счет вносить ту сумму, которую реально заплатить на дан­ный момент.

Как же понять, что кто-то занижает показания? До­вольно просто. Управляющая компания по просьбе председателя совета дома предоставляет сведения о потреблении ресурсов каждой квартирой. После получения таких данных совету дома совместно с УК следует провести анализ, сколько потреблено ре­сурсов в расчете на одного человека. Если получилось по 1–2 куба на взрослого человека, значит, происхо­дит занижение, и в данной квартире необходима про­верка. Если старший по дому обладает лидерскими качествами, то обычно дом решает такие проблемы са­мостоятельно.

ЧЕТВЕРТЫЙ СПОСОБ

А теперь представим такую ситуацию, что дом потребляет 1000 кубов холодной воды и в доме общее количество квартир 230. В таком случае, потре­бление каждой квартиры (при условии, что в них проживает одинаковое ко­личество человек и у всех стоят приборы учета) при­мерно 4,348 м3 воды. Но если каждый округлит свои показания в меньшую сто­рону и укажет 4 м3 воды, то общая сумма не сойдется. И получится ОДН – 80 м3. Но ведь кто-то округля­ет показания на пол куба! Если же все будут указы­вать хотя бы один знак после запятой, то ОДН со­ставят не более 11 м3. А два знака после запятой снизят их до минимума.

ПЯТЫЙ СПОСОБ

Его можно назвать кар­динальным, потому что он помогает решить сразу все предыдущие четыре проблемы. Установив приборы учета с импульсным или радиовыходом, собствен­ники застрахуют себя от высоких ОДН. Стоят они дороже обычных, пото­му что для их установки необходимо протянуть провода от ИПУ к общедо­мовому прибору учета или установить оборудование для сбора радиосигналов с ИПУ по всему подъезду, чтобы в дальнейшем по­казания автоматически снимал компьютер, и пол­ностью исключают челове­ческий фактор.

ШЕСТОЙ СПОСОБ

Ну и, собственно, нельзя отрицать, что обще­домовые нужды, так или иначе, – существуют. Вода идет на мытье подъездов, мест общего пользования, промывание систем отопления, на полив цветов, клумб, заливку катков. Бывают  утеч­ки, аварийные сбросы. Электроэнергия – на освещение мест общего пользования, работу лифтов, повысительных насосов, а также приготовления горячей воды.

КАК МОЖНО МИНИМИЗИРОВАТЬ ЭТИ РАСХОДЫ?

1) Для освещения подъездов установить энер­госберегающие светильники с датчиками при­сутствия человека.

2) В домах, где проходит капитальный ремонт, заменить лифт на современный, снабженный частотным регулированием. За счет того, что его электродвигатель меньшей мощности – такой лифт потребляет на 40% меньше энергии.

3) В некоторых домах жители поливают клум­бы, ухаживают за цветами. Многие из них наби­рают воду из своих квартир. Получается, мало того, что они платят за воду, но еще автомати­чески им считается водоотведение, хотя фактически вода выливается на землю. Чтобы исключить затраты на водоотведение, в подвале таких домов можно установить отдельный счетчик воды, которая будет исполь­зоваться на полив клумб и мытье подъездов, на показания данного счетчика по согласованию с ресурсоснабжающей компаний расходы на водоотведение данного объема насчитываться не будут.

4) Прошу обратить Ваше внимание на внесение дополнительного примечания в Приказ Республиканской службы по тарифам от 28.08.2012 № 5/8: «При установлении нормативов потребления электрической энергии на общедомовые нужды были учтены площади следующих помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме: площади лестничных площадок и лестниц» (в ред. приказа РСТ РБ от 14.11.2013 № 5/10). В случае, если у Вас не установлен общедомовой прибор учета на электрическую энергию и Вам производилось начисление исходя из общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, включая чердаки и подвалы, Вы вправе потребовать перерасчет.

 

Телефоны «горячей» линии:

- Республиканская служба государственной жилищной инспекции РБ - 8 (3012) 46-15-20

- Республиканская служба по тарифам РБ - 8 (3012) 55-25-33

- Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия  - 8 (3012) 21-37-38

 

Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка телеграм

Временные строительные ограждения. . По реальным ценам Аренда зала для конференции москва предлагаем всем желающим. . За малые деньги гастроэнтеролог екатеринбург предлагаем всем желающим.
Яндекс.Метрика